Департамент образования Орловской области
Управление общего образования администрации Орловского муниципального округа Орловской области
МБОУ «Лепёшкинская НОШ»
OBR57.ru

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность
 
Что такое функциональная грамотность?
   Функциональная грамотность  это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
 
   Что такое функциональная грамотность простыми словами?
Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания, умения и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
 
Зачем нужна функциональная грамотность школьникам?
Функциональная грамотность помогает детям применять полученные в школе знания и навыки в жизни и может служить гарантом их социальной успешности. Именно она позволяет человеку «нормально существовать в мире людей, понимать, что происходит, не быть обманутым, принимать разумные и обоснованные решения»
 
Для чего необходимо формировать функциональную грамотность обучающихся?  
Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
 
Что такое функциональная грамотность для учителей?
Функциональная грамотность — это  то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием.
 
Что включает в себя функциональная грамотность?
Понятие функциональной грамотности включает в себя способность учащихся применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства.
Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:
- читательскую грамотность
- математическую грамотность
- естественно-научную грамотность
- глобальные компетенции
- финансовую грамотность
- креативное мышление
        Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
        Естественно-научная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  
      Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
 
Что формирует функциональная грамотность?
  1. Создание ситуаций, инициирующих и мотивирующих учащихся на практическую учебную деятельность.
  2. Актуализация предметных знаний и жизненного опыта учащихся для решения практических, личностно значимых задач. Когда решается контекстная и ситуативная задача, ученики ощущают значимость проделанной работы, появляется желание учиться. Это является одним из важнейших аспектов при формировании функциональной грамотности.
  3. Приобретение опыта успешной деятельности, решения проблем, принятия решений, позитивного поведения в реальной жизни.
Когда нужно начинать формирование функциональной грамотности обучающихся?
Начинать формирование функциональной грамотности  необходимо уже в начальной школе. Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина. Именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.
 
Федеральные нормативные документы:
Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
 
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 590/219 от 06.05.2019 года «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
 
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации  от 14.09.2021 года № 03–1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
 
Письмо  Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021 года № 03–1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
 
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 года N ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
 
-  Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 28.09.2023 г. № 03-1553 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся"
-  Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.10.2023 г. № 03-1665 "О проведении комплекса мероприятий по функциональной грамотности"
 
Региональные и муниципальные документы:
 
 
Материалы для работы по формированию функциональной грамотности обучающихся:

Загруженные документы

План-график ("дорожная карта") по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ "Лепёшкинская начальная общеобразовательная школа" Орловского муниципального округа в 2023 году
Просмотр
Скачать
План-график ("дорожная карта") по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ "Лепёшкинская начальная общеобразовательная школа" Орловского муниципального округа в 2024 году
Просмотр
Скачать
Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.