Департамент образования Орловской области
Управление общего образования администрации Орловского муниципального округа Орловской области
МБОУ «Лепёшкинская НОШ»
OBR57.ru

Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

Одним из ключевых факторов решения задачи сохранения и приумножения интеллектуального потенциала является формирование эффективной системы работы с одарёнными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям.
Талантливые, одарённые дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально – экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одарённой молодежи сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Одной из целей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» является обеспечение высокого качества общего образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Это возможно сделать посредством создания условий для развития творческого и научного потенциала обучающихся, выстраивания системы выявления, сопровождения и адресной поддержки одаренных и талантливых детей.

1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи

  1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № Пр-271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  3. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»
  4. Постановление Правительства Орловской области от 16 сентября 2019 г. № 526 Государственная программа Орловской области «Образование в Орловской области». Подпрограмма «Государственная поддержка работников системы образования, талантливых детей и молодежи»
  5. Постановление администрации Орловского района от 22 января 2021г. № 120 «О внесении изменения в постановление администрации Орловского района от 29.11.2013г. № 3880 «Об утверждении муниципальной программы Орловского района «Образование в Орловском районе»».
  6. Приказ Департамента образования Орловской области от 05 августа 2020 г. № 1002 «Об утверждении Концепции выявления, обучения, сопровождения и поддержки одарённых детей в образовательной системе Орловской области»

2. Образовательные программы, направленные на работу с талантливыми детьми и молодежью

3. Мероприятия, направленные на выявление способностей и талантов детей и молодежи

  1. Положение о системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов обучающихся.
  2. План работы с одарёнными и талантливыми детьми в МБОУ "Лепёшкинская НОШ" на 2023-2024 учебный год

4. Повышение квалификации специалистов и педагогов, занятых в деятельности  по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодежи

5. Охват детей дополнительными образовательными программами по направлениям

Доля детей охваченных образовательными программами дополнительного образования в 2024-2025 учебном году - 91 %.
По направлениям:

  • техническое – 6 %
  • естественнонаучное – 0 %
  • туристско-краеведческое – 0 %
  • социально-педагогическое – 23 %
  • художественное – 42 %
  • физкультурно-спортивное – 48 %

6. Психолого-педагогическая и методическая поддержка обучающихся с повышением уровня способностей и их родителей

Цель психолого-педагогического сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, их самореализации, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития талантливых и одаренных детей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • определить критерии признаков талантливости и одаренности детей, создать банк диагностических методик и реализовать систему диагностической работы по выявлению талантливых и одарённых школьников, требующих особого маршрута сопровождения;
  • оказывать помощь участникам педагогического процесса в решении актуальных задач развития, обучения, социализации талантливых и одаренных детей, повышения психологической комфортности окружающей среды;
  • осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании ребенка;
  • участвовать в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей. 

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальный —  индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия);
  • групповой — психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги):
  • уровень класса — деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками;
  • уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические консультационные центры.

Основные направления психологического сопровождения талантливых и одаренных детей:

  1. Диагностическое направление: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации.
  2. Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах); содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
  3. Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми, педагог не должен рассматриваться только как средство развития таланта. У педагогов должна формироваться устойчивая самооценка и вырабатываться позиция Мастера и Учителя.
  4. Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям и их родителям, и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.)
  5. Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способности. Такая установка является противовесом конкурентности, самоутверждению за счёт других.
  6. Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школы; 
  7. Мотивационное направление - поощрение талантливых и одарённых учащихся, педагогов и родителей (премии, почётные грамоты и пр.).

В соответствии с этой моделью работа психолого-педагогической службы планируется проводить по трем направлениям:

  • непосредственно с ребёнком;
  • путем организация квалифицированной помощи педагогам;
  • путем реализации помощи родителям одарённого ребёнка.

Образовательная среда школы будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:

  • подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;
  • психолого-педагогической, правовой, социальной поддержки обучающихся;
  • свободного выбора профиля, уровня, вида творческого труда;
  • комфортности окружающей среды.

Психологическое сопровождение одарённых детей.

Методическая поддержка одарённых детей и их родителей (законных представителей).

7. Информирование о мероприятиях, направленных на выявление способностей и талантов у детей и молодежи

      С целью развития интеллектуальных, творческих способностей и талантов приглашаем принять участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, фестивалях! Желаем успеха и покорения новых вершин!

  1. Международный конкурс Гран-при «Золотые таланты»
  2. Международный онлайн-конкурс чтецов «Строки, опалённые войной»
  3. Международный конкурс вокального искусства «Голос Победы»
  4. Международная предметная онлайн-олимпиада «Солнечный свет»
  5. Международная предметная онлайн-олимпиада «Радуга талантов»
  6. Всероссийская предметная олимпиада «Белый мишка»
  7. Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру
  8. Всероссийский творческий конкурс «Я и Россия: мечты о будущем»
  9. Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами»
  10. Всероссийский конкурс рисунков по ПДД «С супер-мамой»
  11. Всероссийский конкурс видеороликов «Школа в радость»
  12. Всероссийский литературный конкурс «Золото русской литературы»
  13. Всероссийский конкурс исследовательских работ «Русская речь»
  14. Всероссийский конкурс «Юный эколог»
  15. Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Земля талантов»
  16. Всероссийская патриотическая акция «Рисуем Победу»
  17. Всероссийский конкурс творческих работ «Моя малая Родина»
  18. Всероссийская олимпиада «Эколята  - молодые защитники природы»
  19. Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»
  20. Всероссийский конкурс «Большая перемена»
  21. Областной конкурс детского рисунка «Любимый город мой»
  22. Областной конкурс «Ёлочка, гори!»
  23. Региональный фестиваль исполнителей народной песни «Песня – душа народа»
  24. Региональный конкурс детского музыкального исполнительства «Свирель поёт»
  25. Региональный конкурс творческих работ «Вселенная близкая и далёкая»
  26. Региональный фестиваль чтецов «Живое слово»
  27. Районный конкурс творческих работ «Орлята – территория детства»
  28. Районный конкурс детской художественной самодеятельности «Мы – наследники Победы»

8. Участие обучающихся в конкурсах, викторинах, олимпиадах

  1. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах в 2020-2021
  2. Участие обучающихся в конкурсах, викторинах, олимпиадах в 2021-2022 учебном году
  3. Участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, акциях в 2022-2023 учебном году
  4. Участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, акциях в 2023-2024 учебном году

9. Мероприятия, направленные на поддержку способностей и талантов детей и молодёжи. Стипендии и премии

  1. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей в МБОУ «Лепёшкинская НОШ»
  2. Положение о сопровождении одарённых и талантливых детей в МБОУ "Лепёшкинская НОШ"
  3. Положение о мерах социальной поддержки обучающихся и Положение о назначении именных стипендий Главы Орловского муниципального округа одарённым детям
  4. План работы с одарёнными и талантливыми детьми в МБОУ "Лепёшкинская НОШ" на 2023-2024 учебный год

10. Мероприятия, направленные на формирование и поддержку сообщества специалистов и педагогов, занятых в системе по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодежи

Деятельность педагогов школы,  направленная на формирование системы по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у обучающихся:

  1. Педагогический совет:

« Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе»                                                          

«Формы работы с одарёнными детьми»

  1. Консультации психолога для педагогов:

«Одарённые дети - успех работы учителя»

«Как сформировать творческую личность»

«Перестройка педагогического мышления в условиях формирования и развития толерантной культуры»

  1. Круглый стол

«Одарённые и отстающие дети в одном классе: проблемы и решения»

«Трудности работы с одаренными детьми»

  1. Деловая игра для педагогов «Талант в школе»

11. Трансляция лучших практик по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодежи

  1. Районный патриотический конкурс  «Красная звезда Победы»

  2. Всероссийская акция «Мечты о Космосе»

  3. Всероссийский художественный конкурс детско-юношеского рисунка "Тургеневский дуб - Российское дерево года 2021"

  4. Всероссийский конкурс социальной рекламы в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Стиль жизни - здоровье 2021"

  5. Областной видеоконкурс фольклора "Живи, душа народная!"

  6. Районный конкурс-выставка детского художественного и декоративно-прикладного творчества "Радуга творчества"

  7. Конкурс художественного творчества детей "Волшебная палитра" (номинация "Культурное наследие родного края") (рисунок)

  8. Всероссийский конкурс рисунков в рамках Всероссийского фестиваля экологии и энергосбережения #ВместеЯрче

  9. Муниципальный конкурс-выставка детского творчества "Люблю тебя, моя Орловщина!", посвящённый 85-летию со Дня образования Орловской области

  10. Муниципальный конкурс-акция "Мы против террора!", посвящённый Дню памяти детей Беслана

  11. Региональный этап Всероссийского конкурса социальной рекламы в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Стиль жизни - здоровье! 2022"

  12. Выставка детских рисунков ко Дню народного единства

12. Численность талантливых детей и молодежи, получающих поддержку (стипендии, премии)

  1. Положение о мерах социальной поддержки
  2. Положение о назначении именных стипендий Главы Орловского муниципального округа одарённым детям

В настоящий момент обучающихся, получающих именные стипендии, в МБОУ «Лепёшкинская НОШ» нет.

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.