Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
Одним из ключевых факторов решения задачи сохранения и приумножения интеллектуального потенциала является формирование эффективной системы работы с одарёнными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям.
Талантливые, одарённые дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально – экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одарённой молодежи сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Одной из целей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» является обеспечение высокого качества общего образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Это возможно сделать посредством создания условий для развития творческого и научного потенциала обучающихся, выстраивания системы выявления, сопровождения и адресной поддержки одаренных и талантливых детей.
1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № Пр-271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»
- Постановление Правительства Орловской области от 16 сентября 2019 г. № 526 Государственная программа Орловской области «Образование в Орловской области». Подпрограмма «Государственная поддержка работников системы образования, талантливых детей и молодежи»
- Постановление администрации Орловского района от 22 января 2021г. № 120 «О внесении изменения в постановление администрации Орловского района от 29.11.2013г. № 3880 «Об утверждении муниципальной программы Орловского района «Образование в Орловском районе»».
- Приказ Департамента образования Орловской области от 05 августа 2020 г. № 1002 «Об утверждении Концепции выявления, обучения, сопровождения и поддержки одарённых детей в образовательной системе Орловской области»
2. Образовательные программы, направленные на работу с талантливыми детьми и молодежью
- Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"
- Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здоровья"
- Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир музыки"
- Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
- Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные математики"
- Рабочая программа внеурочной деятельности "Весёлый английский"
3. Мероприятия, направленные на выявление способностей и талантов детей и молодежи
- Положение о системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов обучающихся.
- План работы с одарёнными и талантливыми детьми в МБОУ "Лепёшкинская НОШ" на 2023-2024 учебный год
4. Повышение квалификации специалистов и педагогов, занятых в деятельности по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодежи
5. Охват детей дополнительными образовательными программами по направлениям
Доля детей охваченных образовательными программами дополнительного образования в 2024-2025 учебном году - 91 %.
По направлениям:
- техническое – 6 %
- естественнонаучное – 0 %
- туристско-краеведческое – 0 %
- социально-педагогическое – 23 %
- художественное – 42 %
- физкультурно-спортивное – 48 %
6. Психолого-педагогическая и методическая поддержка обучающихся с повышением уровня способностей и их родителей
Цель психолого-педагогического сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, их самореализации, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития талантливых и одаренных детей.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- определить критерии признаков талантливости и одаренности детей, создать банк диагностических методик и реализовать систему диагностической работы по выявлению талантливых и одарённых школьников, требующих особого маршрута сопровождения;
- оказывать помощь участникам педагогического процесса в решении актуальных задач развития, обучения, социализации талантливых и одаренных детей, повышения психологической комфортности окружающей среды;
- осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании ребенка;
- участвовать в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
- индивидуальный — индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия);
- групповой — психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги):
- уровень класса — деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками;
- уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические консультационные центры.
Основные направления психологического сопровождения талантливых и одаренных детей:
- Диагностическое направление: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации.
- Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах); содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
- Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми, педагог не должен рассматриваться только как средство развития таланта. У педагогов должна формироваться устойчивая самооценка и вырабатываться позиция Мастера и Учителя.
- Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям и их родителям, и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.)
- Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способности. Такая установка является противовесом конкурентности, самоутверждению за счёт других.
- Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школы;
- Мотивационное направление - поощрение талантливых и одарённых учащихся, педагогов и родителей (премии, почётные грамоты и пр.).
В соответствии с этой моделью работа психолого-педагогической службы планируется проводить по трем направлениям:
- непосредственно с ребёнком;
- путем организация квалифицированной помощи педагогам;
- путем реализации помощи родителям одарённого ребёнка.
Образовательная среда школы будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:
- подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;
- психолого-педагогической, правовой, социальной поддержки обучающихся;
- свободного выбора профиля, уровня, вида творческого труда;
- комфортности окружающей среды.
Психологическое сопровождение одарённых детей.
Методическая поддержка одарённых детей и их родителей (законных представителей).
7. Информирование о мероприятиях, направленных на выявление способностей и талантов у детей и молодежи
С целью развития интеллектуальных, творческих способностей и талантов приглашаем принять участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, фестивалях! Желаем успеха и покорения новых вершин!
- Международный конкурс Гран-при «Золотые таланты»
- Международный онлайн-конкурс чтецов «Строки, опалённые войной»
- Международный конкурс вокального искусства «Голос Победы»
- Международная предметная онлайн-олимпиада «Солнечный свет»
- Международная предметная онлайн-олимпиада «Радуга талантов»
- Всероссийская предметная олимпиада «Белый мишка»
- Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру
- Всероссийский творческий конкурс «Я и Россия: мечты о будущем»
- Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами»
- Всероссийский конкурс рисунков по ПДД «С супер-мамой»
- Всероссийский конкурс видеороликов «Школа в радость»
- Всероссийский литературный конкурс «Золото русской литературы»
- Всероссийский конкурс исследовательских работ «Русская речь»
- Всероссийский конкурс «Юный эколог»
- Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Земля талантов»
- Всероссийская патриотическая акция «Рисуем Победу»
- Всероссийский конкурс творческих работ «Моя малая Родина»
- Всероссийская олимпиада «Эколята - молодые защитники природы»
- Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»
- Всероссийский конкурс «Большая перемена»
- Областной конкурс детского рисунка «Любимый город мой»
- Областной конкурс «Ёлочка, гори!»
- Региональный фестиваль исполнителей народной песни «Песня – душа народа»
- Региональный конкурс детского музыкального исполнительства «Свирель поёт»
- Региональный конкурс творческих работ «Вселенная близкая и далёкая»
- Региональный фестиваль чтецов «Живое слово»
- Районный конкурс творческих работ «Орлята – территория детства»
- Районный конкурс детской художественной самодеятельности «Мы – наследники Победы»
8. Участие обучающихся в конкурсах, викторинах, олимпиадах
- Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах в 2020-2021
- Участие обучающихся в конкурсах, викторинах, олимпиадах в 2021-2022 учебном году
- Участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, акциях в 2022-2023 учебном году
- Участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, акциях в 2023-2024 учебном году
9. Мероприятия, направленные на поддержку способностей и талантов детей и молодёжи. Стипендии и премии
- Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей в МБОУ «Лепёшкинская НОШ»
- Положение о сопровождении одарённых и талантливых детей в МБОУ "Лепёшкинская НОШ"
- Положение о мерах социальной поддержки обучающихся и Положение о назначении именных стипендий Главы Орловского муниципального округа одарённым детям
- План работы с одарёнными и талантливыми детьми в МБОУ "Лепёшкинская НОШ" на 2023-2024 учебный год
10. Мероприятия, направленные на формирование и поддержку сообщества специалистов и педагогов, занятых в системе по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодежи
Деятельность педагогов школы, направленная на формирование системы по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у обучающихся:
- Педагогический совет:
« Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе»
«Формы работы с одарёнными детьми»
- Консультации психолога для педагогов:
«Одарённые дети - успех работы учителя»
«Как сформировать творческую личность»
«Перестройка педагогического мышления в условиях формирования и развития толерантной культуры»
- Круглый стол
«Одарённые и отстающие дети в одном классе: проблемы и решения»
«Трудности работы с одаренными детьми»
- Деловая игра для педагогов «Талант в школе»
11. Трансляция лучших практик по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодежи
-
Конкурс художественного творчества детей "Волшебная палитра" (номинация "Культурное наследие родного края") (рисунок)
-
Муниципальный конкурс-акция "Мы против террора!", посвящённый Дню памяти детей Беслана
12. Численность талантливых детей и молодежи, получающих поддержку (стипендии, премии)
- Положение о мерах социальной поддержки
- Положение о назначении именных стипендий Главы Орловского муниципального округа одарённым детям
В настоящий момент обучающихся, получающих именные стипендии, в МБОУ «Лепёшкинская НОШ» нет.